На фоне дележа «газовой доли» России на рынке Европы активизировались многие ее ситуативные союзники, жаждущие получить если не монопольное положение в ЕС в качестве поставщика, то хотя бы отхватить кусок отраслевого «пирога» побольше. Например, Азербайджан серьезно взялся за трубопроводы TANAP и TAP, входящие в проект Южного газового коридора, по которым каспийское «голубое» топливо поставляется Южной Европе.

Пытаясь найти способ поставлять (и зарабатывать) больше газа в ЕС, Баку намеревается дать второй шанс, возродив проект ЮГК, который, тем не менее, строился не столько как альтернативный российским поставкам, а как компенсаторный. В данный момент обе магистрали работают на своем пределе пропускной способности, прокачивая 16 и 10 миллиардов кубометров сырья в год, но не могут даже приблизительно конкурировать с трубопроводными поставками из РФ или Норвегии.

Понимая ситуацию, Азербайджан готов увеличить объемы поставок в два раза. Иными словами, как было обещано Азербайджаном главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен ранее в этом году. Об этом заявил глава республики Ильхам Алиев, участвуя в международном форуме в итальянском Черноббио, где он назвал свое государство «готовым взять на себя такую обязанность». Более подробно президент не осветил намерения, хотя вопросы возникают.

Дело даже не в том, что у Баку попросту нет такого количества газа (обещано, очевидно, не менее 52 миллиарда кубов в год), к тому же сам по себе ЮГК не в состоянии прокачивать больше, чем сейчас без прокладки второй ветки, «обычное» расширение не даст двукратного прироста объема.

Уже на этапе длительной постройки Южного газового коридора, состоящего из двух объединенных веток трубопровода с месторождения Шах-Дениз, на него были потрачены колоссальные 45 миллиардов долларов инвестиций, а сам проект рассматривался как мертворожденный, сомнительный. Ведь в лучшие годы экспорта российского газа в ЕС такая дорогостоящая затея со столь минимальными возможностями рассматривалась как несерьезная.

Но теперь о ЮГК вновь вспомнили, он работает на полную мощность, однако потенциальное расширение мощностей его обойдется в невероятно огромную сумму и будет стоить времени, которого у Европы, очевидно, нет.